Last Updated on 30.09.2017 by Катерина Дулова
Биография
Роберт Земекис — американский режиссер, чьи работы прославились на весь мир и даже обозначили некую эпоху в кинематографе. Когда же постановщик только начинал свой путь, в моде была европейская волна арт-кино, которая его не заинтересовала. Земекис четко понимал, что голливудские каноны ему гораздо ближе.
Он четко уловил направление «фабрики грез» и создал ряд проектов, в которых использовал повторяющиеся детали. Однако благодаря им работы не потеряли уникальности, а стали примером характерного стиля настоящего художника.
Детство и юность
Роберт Земекис родился в мае 1952 года в Иллинойсе, США. Детство и юность будущего режиссера прошли в пригороде Чикаго. Родители мальчика принадлежали к рабочему классу. Вся жизнь семьи вращалась вокруг единственной проблемы: как заработать деньги и свести концы с концами.
Роберту, как тот позже с горечью поделился в одном интервью, не светило перескочить из своего класса в какой-то иной мир. В доме Земекисов места для литературы и искусства не было. Сын воспитывался в строгих римско-католических традициях, приверженцами которых оказались отец, Альфонс Земекис, выходец из Литвы, и мама, Роза Неспека, имевшая итальянское происхождение.
Единственной отдушиной и источником вдохновения для юного Земекиса было телевидение. Мальчик смотрел на экран, словно это было окно в иной мир.
Настоящий переломный момент в жизни Роберта случился, когда ему в руки попала маленькая кинокамера отца. Парень с увлечением глядел через объектив на мир и снимал все, что видел: семейные праздники, родителей, домашние посиделки. Вскоре Земекис начал делать маленькие любительские фильмы, в которых сочетались различные спецэффекты.
Однажды будущий кинорежиссер увидел картину «Бонни и Клайд» и понял, что ни с чем иным, кроме мира кино, не свяжет будущую жизнь. Идея поступать в профильное учебное заведение родителям не понравилась. Но сын был тверд. Юноша выбрал школу киноискусства при университете Южной Каролины.
Фильмы
В университете Роберт Земекис познакомился с будущим писателем Бобом Гейлом. Позже эта дружба вылилась в тесное сотрудничество и совместное написание сценариев.
На старших курсах Земекис получил студенческую академическую премию за учебную картину «Поле чести». Эту работу юный режиссер показал Стивену Спилбергу, который был поражен увиденным. Ему так понравилось творчество начинающего коллеги, что он взял его под опеку. Мало того, знаменитый голливудский режиссер решил продюсировать первые проекты Роберта. Таким образом на экраны вышли фильмы «Я хочу держать тебя за руку» и «Подержанные автомобили», сценарии для которых писались Земекисом и Гейлом.
Удивительно, но сотрудничество с мэтром мирового кинематографа не принесло Роберту особой популярности, хотя Спилберг даже привлекал его к работе над сценарием своей комедии «1941».
В 80-х годах в фильмах Земекиса начали появляться популярные голливудские артисты. Наибольшую известность в тот период карьеры режиссеру принес фильм «Роман с камнем», к работе над которым Земекиса привлек Майкл Дуглас.
В главных ролях романтической мелодрамы снялся сам Дуглас и Кэтлин Тернер. Вопреки пессимистическим ожиданиям, проект оказался более чем успешным. Наконец о Земекисе заговорили как о профессионале. Работая над картиной, Роберт познакомился с Аланом Сильвестри, композитором, который впоследствии писал музыку ко всем его фильмам.
После громкого успеха окрыленный режиссер взялся за съемки приключенческой картины «Назад в будущее», где в главных ролях снялись Майкл Джей Фокс и Кристофер Ллойд. Фантастическая комедия имела такой теплый прием, что Земекис снял два сиквела, которые вышли на экраны в 1989-м и 1990-м. Картина получила «Оскара» за звуковой монтаж и была номинирована еще в трех категориях, в том числе лично Роберт — за лучший оригинальный сценарий. Однако время для столь ценной награды тогда еще не пришло.
В 1990-х Земекис завоевал беспрекословный авторитет в мире голливудского кинематографа и стал всеми признанной звездой. Из проектов этого периода следует отметить комедийную ленту «Смерть ей к лицу», где главных персонажей сыграли Мерил Стрип, Голди Хоун и Брюс Уиллис.
Однако самой коммерчески успешной в карьере режиссера стала комедийная драма «Форрест Гамп» с Томом Хэнксом в главной роли. Картина завоевала шесть статуэток «Оскар», в том числе за лучшую режиссуру. Получение долгожданной награды для Земекиса послужило стимулом продолжать работу в выбранном направлении. Режиссер отдал должное и Хэнксу, который принес ему удачу, и стал чаще приглашать его в свои проекты.
В 2000 году на экраны вышла приключенческая драма «Изгой», в которой вновь снялся актер. Земекис задумал и начал разрабатывать ее в 1996 году, однако Хэнксу стоило похудеть. Так как съемочная команда, напротив, была набрана и готова приступить к работе, Роберт решил параллельно снимать другой фильм — «Что скрывает ложь» с Харрисоном Фордом в главной роли. Лента, раскритикованная экспертами, тем не менее получила высокие кассовые сборы, но вышедший через полгода «Изгой» превзошел ее почти вдвое.
В 2012 году был выпущен фильм «Экипаж» о пилоте, сумевшем посадить авиалайнер с отказавшей системой управления. Главного героя киноленты сыграл Дензел Вашингтон. Фильм получил ряд номинаций на престижные премии, в том числе и на «Оскар» и «Золотой глобус». Спустя три года фильмография Земекиса пополнилась фильмом-биографией «Прогулка» о жизни канатоходца Филиппа Пети.
Детские книги, безусловно, были стимулом для творчества Земекиса. Он переосмыслил роман «Ведьмы» Роальда Даля, который уже был экранизирован в 1990 году. Решение перещеголять фильм, долгие годы служивший известной детской страшилкой, было смелым. Но удалось не вполне. Кассовые сборы ленты составили $ 4,5 млн, а критики, как и часть зрителей, решили, что первая адаптация была интереснее.
Я считаю, что Роберт Земекис – яркий представитель рок-музыки. Он был известен своими нестандартными музыкальными идеями и своим самобытным стилем исполнения. Все его композиции были инновационными и захватывающими. Он был талантливым музыкантом и продюсером, который принес много нового в мир музыки.